Историческая устойчивость параллельности стилей и стилизаций в искусстве убеждает в правомерности сосуществования этих двух форм художественного формообразования и взаимной дополнительности двух ракурсов понимания эстетического: как выразительного символа и как коммуникативной знаковой формы. Это указывает на необходимость признания различных способов восприятия и интерпретации стиля и стилизации.
Основные тезисы лекции:
Эстетическое восприятие – процесс чувственно-сверхчувственного постижения феноменов реальности, способного видеть целое сквозь сходство и различия, посредством воображения, предвидения, что позволяет говорить об эстетике как знании о неясном. (Баумгартен)
Интерпретация – это перевод некоего неясного феномена на язык понимания, выявление скрытого содержания через анализ контекстуальных связей. При этом целостность эстетического образа сводится к сумме разных ракурсов анализа, согласно позиции интерпретатора.
Стиль – символический образ трансцендентального субъекта творческой деятельности, определяющего себя в мире смыслов через диалог с творческими кредо других субъектов в широком культурном контексте. Символическая форма стиля как эстетический феномен выражает целостность творческого Я в процессе художественной деятельности.
Стилизация – знаковая форма, действующая в коммуникативном поле культуры в актуальном культурном контексте. Стилизация скрывает субъектную идентичность за знаковой конструкцией игры чужими стилевыми образами. Это вторичная форма, оперирующая уже существующими стилями. Стилизация сама может быть включена в стилевую систему того или иного типа культуры как одно (иногда даже ведущее) из выразительных средств ее эстетического образа.
Стиль – эстетическая метаформа художественной целостности. Восприятии целостности стиля – реконструкция воображаемой структуры из разветвленной корневой системы разнообразных культурных смыслов, центрирующихся в направлении самоидентификации творческого субъекта. Эстетическое восприятие стиля схватывает внутреннюю структуру образа в системе его внешних стилистических признаков, одновременно полагая выразительность диалога потенциальных смыслов стилевого образа. Интерпретация абстрагируется от восприятия целостности эстетического образа стиля, раскладывая его на систему контекстуальных значений и делая его предметом искусствознания, критики, оценочных суждений. Интерпретаторы выстраивают собственные версии понимания стилевого образа,
В стилизации игра знаками-значениями на границах культурных кодов располагает к раскодированию, а не смысловой интерпретации. Стилизация является осознанным приемом формообразования, конструирующим двоичную форму произведения и задающим вектор его интерпретации. Интерпретация языка художественных стилизаций опирается на комплекс семантических соотношений: со стилем-прообразом, с историческим контекстом создания и восприятия стилизованного произведения, стилизатора– с идеальным реципиентом и реальным эмпирическим реципиентом.
После лекции планируется свободная дискуссия и обсуждение дальнейших совместных действий и мероприятий по развитию эстетических исследований в регионе. Модератор дискуссии: А. Е. Радеев.
Елена Николаевна Устюгова – доктор философских наук, профессор кафедры культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ. Родилась в Ленинграде. Выпускница кафедры марксистско-ленинской этики и эстетики философского факультета ЛГУ в 1971 г. С 1975 г. – аспирантка, ассистент, доцент, профессор кафедры философии культуры и эстетики (ныне кафедры культурологии, философии культуры и эстетики). Защитила докторскую диссертацию на тему «Стиль как историко-культурная проблема» в 1997 г. Область научных интересов: эстетика, философия истории искусства, философия культуры.
Лекция пройдет в смешанном формате. Онлайн-трансляция лекции пройдет на платформе Zoom. Ссылка для подключения придет на адрес электронной почты, указанный при регистрации, за один час до начала мероприятия. В офлайн-формате лекция состоится в Пространстве на Малой Посадской по адресу: ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 101 (Институт философии человека РГПУ им.А.И.Герцена).
Вход в корпус РГПУ им.А.И.Герцена осуществляется при предъявлении удостоверения личности.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.